Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Мужской разговор: «Идеальная жена — матрос-псих»

Автор скандальной арт-группы — о баснословной цене на свою работу, глупых чиновниках и женщине — друге человека. Слава Мизин — яркий представитель новосибирского, да и всего сибирского современного искусства. Он — один из тех, кто когда-то, можно сказать — совершенно случайно, создал арт-группу «Синие носы». На сегодняшний день «Синие носы» известны во всем мире, их произведения (фотографии, видеоинсталляции и т.д.) хвалят, ругают, даже запрещают, но вместе с тем и покупают различные музеи за хорошие суммы денег в ненашей валюте. С корреспондентом he Мизин знаком давно, поэтому разговор вышел предельно откровенным — о баснословной цене на искусство, одежде из секондхенда, идеальной жене с замашками матроса-психа и многом другом.

Мужской разговор: «Идеальная жена — матрос-псих»

Справка:
Вячеслав Мизин — художник, участник арт-группы «Синие носы», куратор государственного Центра современного искусства Томска. Родился в Новосибирске 22 мая 1962 года. По специальности — архитектор (НГАСУ). Женат, четверо детей.

Карьера, деньги и искусство
Когда у тебя появилось желание стать художником?

Я с так называемого «массива» из Ленинского района. В 10-м классе еще не знал, что стану архитектором, поэтому подал, с подачи папы-строителя, документы в строительный институт. Подал на два факультета — теплогазоснабжение и вентиляция и архитектурный. Когда в школе сказал, что хочу быть архитектором, надо мной ржали все учителя: «Ты, дебил, какая тебе архитектура, максимум — НИИ гаек и НИИ болтов (институт геодезии и картографии), там даже планетарий есть, чувак, тебе и это за счастье!». А я подал, т.к. рисунок сдавался раньше, и если ты его проваливаешь, есть еще возможность поступить на теплогазоснабжение. В общем, рисунок я сдал на 9 из 10 баллов и меня сразу приняли. Все были очень удивлены.

А современным художником как стал?

На работу очень не хотелось ходить. Но во времена «совка» был закон, что молодого специалиста в течение 3 лет не могли уволить с работы — необходимо было специалисту отработать этот срок на одном месте. Мы занимались тем, что делали все, что угодно, лишь бы нас уволили. Я работал в институте Облколхозпроект — проектировали небольшие здания для села, а я раскрашивал их в разные цвета. В результате учителя из моей школы оказались правы — занимался я какой-то х…й и выглядел полным дебилом. В итоге нас уволили.

Еще я работал в частной конторе — выполняли заказы на разработку детских площадок, остановочных павильонов… В общем, все, что касается сферы малой архитектуры. Зарабатывали прилично — тогда от рубля у предприятия, по-моему, оставалось 7 или 10 копеек. Все остальное уходило на содержание учреждения, служащих, оплату света, налоги и т.д. А у нас с рубля оставалось 90 копеек. Но мы, как дураки, все деньги пропили и проездили в Москву и Ленинград — по музеям шлялись. Вскоре эта лавка закрылась, и мы пошли на «вольные хлеба» — рисовать Дедов Морозов, женщин с детьми на 8 Марта, и Родину-мать на 9 Мая.

Скандальная арт-группа «Синие носы», чего стоит только запрет экс-министра культуры Соколова вывезти на выставку за границу ваши работы, как начиналась?

В свободное от рисования Дедов Морозов время, а его было навалом, занимались концептуальным проектированием — придумывали простые идеи, чтобы они были понятны ребятам с массива. Фактически это — визуализация анекдотов или мифов коллективного бессознательного. То, что у людей в голове, мы это и визуализировали. Делали — понятно, смешно и весело. В какой-то момент это дошло до чиновников, а они — люди без юмора, воспринимают все буквально. Вот и работа с целующимися милиционерами показывалась раз десять, в Третьяковке была, пока, наконец, министр ее не увидел и не сказал, что это — позор России и ни в какую Францию мы это не повезем. Он даже не подумал, что уже интернет изобретен, и эту фотку можно переслать по интернету, а ее во Франции напечатают. (Улыбается.) В итоге ее, конечно, переправили, там напечатали, а министра уволили.

А как появились «Синие носы»?

Группа появилась в 99-м году, когда наступал миллениум. Мы тогда придумали проект «Убежище вне времени». Тогда еще психоз был по поводу «эффекта нулей», когда все говорили, что компьютеры с девяток — с года 1999 — не переключатся на нули — 2000. И все встанет — наступит техногенная катастрофа. Мы от этой идиотии решили залезть в бункер и там встречать Новый год. Было нас 12 человек. Примерно половина из них стала основоположниками «Синих носов».

Изначально мы поступили по-идиотски — договорились не брать с собой часы, электронные приборы, водку и женщин. Водка и часы — еще ясно, но почему от женщин отказались — не понятно… Но все равно кто-то притащил видеокамеру. И вот все стали кривляться перед ней. Так и появилась серия известных роликов — «Синие носы». Сейчас в группе кроме меня — Саша Шабуров, иногда участвует Костя Скотников и Женя Иванов, он же — штатный фотограф оперного театра.

Ты начинал делать искусство, чтобы оно было понятно парням с районов, но парадокс, как мне кажется, в том, что именно эти парни такое искусство не понимают. Последнее время появилась масса фанатиков, которые агрессивно ведут себя по отношению ко всему, что является современным в искусстве…

Да это не парни с массива! Я был на пикете (на выставке «Родина» — И.К.), там присутствовало 22 человека от 6 организаций! Радикальных, консервативных, черносотенных… 22 человека от 6! Помнишь, был мультик про полтора землекопа? Вот и тут тоже — полтора землекопа. Люди здравомыслящие, на массивах в том числе, они так же смеются, как и раньше. А эти (пикетчики — И.К.) занимаются политической карьеркой. И выдают это за народные движения.

Т.е. ты считаешь, что народ в основной своей массе понимает, точнее — принимает современное искусство?

Принимает, да. Не думаю, что это их сильно влечет, но и не раздражает.

Деньги для художника не важны, чтобы творить…

Нет, не правильно — деньги для художника важны. (Смеется.) Просто есть такая поговорка, что художник должен работать голодным.

Так вот ты чем зарабатываешь?

Искусством. Сейчас стал куратором ГСЦИ, это — моя профессиональная деятельность. Тут все просто: чем больше работаешь, тем больше получаешь. Есть такая шутка у художников: не умеешь работать хорошо — работай много. (Смеется.)

Какая твоя работа принесла самый большой доход?

Те же целующиеся милиционеры. Это же — фотография, она продается тиражом, т.е. мы пишем, что у нас 10 экземпляров, а потом должны честно уничтожить этот файл. За этим следят — есть коллекционеры, галеристы и т.д. Вот последняя фотография из этой серии была продана за серьезную сумму. Назвать? 22 000 евро. Приобрел один рижский музей.

Сколько денег тебе надо для счастья?

Я тут пересчитал… У меня семья — 6 человек, работаю я один. Думаю, оптимально, чтобы выживать, надо на всех тысяч 50–60. Это закрывает все потребности. Неожиданных поездок в Турцию или на Мальдивы, конечно, себе позволить не можем, но зато в Томск можем съездить…

И не только по работе… <Идеальная жена должна быть таким матросом-психом», — считает Слава Мизин. И не только по работе. (Улыбается.)

Последнюю крупную покупку для себя помнишь?

Ноутбук, наверное. Но это — инструментарий художнический. А из развлечений — ничего. Все остальное приобретается в секондхенде. Вот ходил недавно штаны латать. Любимые штаны! Вообще все мои шмотки, это — мои друзья. Вот кедики — «красный треугольник», раритетные… Пришел латать штаны, а мне говорят, мол, может, тебе новые сшить? Нет-нет, отвечаю, все морально-этические проблемы того, что я буду ходить в заплатках, это я беру на себя, а вы — зашивайте, зашивайте и зашивайте.

Что для тебя значит карьера?

Уважение профессионалов. А потом это уже приносит дивиденды — финансовые и моральные. Если ты котируешься среди десятка топовых художников России и хорошо с ними знаком, поддерживаешь отношения, то и — «вери вел». Художники — не рок-звезды и не певцы системы «киркоров», которые маму родную готовы зарезать, чтобы у них в каждой деревне диск продавался. У нас вот эти 10 экземпляров и внимание особое только из-за таких скандалов, к которым я специально никогда не стремился. А в основном внимание небольшого количества людей — галеристов, коллекционеров и коллег-художников. Если этот круг тебя признает и уважает, это и есть — карьера.

Скандалы вам на руку… Может, их самим инициировать?

А как инициировать? Ты же не воспитываешь этих чиновников, чтобы они были глупыми? Если бы эти люди были чуть поумнее и менее заносчивы, чтобы не заявлять с высоких трибун глупости, то скандалов бы и не было… Конечно, это нам на руку — привлечение внимания. Больше внимания — естественно появляется и спрос на работы. Отрицать это невозможно: скандалы повышают рейтинги и стоимость работ. Но работы могут стать известными и без скандала. Вот попали мы на венецианскую биеннале с работой «Маленькие человечки» — так, думаю, наш рейтинг среди профессионалов вырос даже больше, чем после скандала.

Любовь к Родине
Основная мысль, которую высказывают активные противники современного искусства — «рисуют, мол, всякую ерунду, Родину позорят»…Ты любишь Родину?

Конечно.

А что для тебя Родина? Кто-то говорит — страна, кто-то — место, где родился, кто-то называет друзей…

Да, наверное, круг друзей и семья. Но, конечно, еще есть какое-то такое понимание… Вот помнишь, как в советское время стоишь на линейке, и играет «Вставай, страна огромная» — мурашки по спине бегут. Настолько нас тогда воспитали, что СССР — супердержава… Поэтому, все же — люди… Вот, например, ты — тоже моя Родина. (Улыбается.)

Т.е. мурашки по спине…

Нет, от тебя — нет! (Смеется.) Реально понимаю, что человек ты достаточно близкий, с которым могу водки выпить и поговорить о чем угодно — не стесняясь и не скрываясь.

От гимна сейчас мурашки не бегут?

Уже нет

А от чего бегут?

Я сейчас слабенький стал — напьешься, например, водки, и какая-нибудь патетическая передача про Гагарина, про Валерия Харламова прям слезу выбивает. Но это — совокупность факторов — возраст, водка и патетика.

Некоторые считают Новосибирск перевалочной базой — приехал сюда из каких-нибудь Нижних Торопыжек, потом уехал дальше — в Москву…

Так до бесконечности можно гонять. А вот спросить у этих людей, что у них после Москвы? Европа? Потом — Америка? А после Америки? На Луну? Цель этих переездов в чем? Найти себе какую-нибудь комфортную позицию. Вот я в Москве работал, за границей. В результате вернулся в Новосибирск — в Сибири мне хорошо. Должна быть совокупность факторов — должно быть интересно, работоспособно, комфортно с семьей и т.д.

А ты обращаешь внимание на скандалы в городе, которых стало немало последнее время — строительство в Березовой роще, вырубка елей возле здания РЖД?

Я считаю это глупостью. Ты видел, у РЖД фанерку поставили — план реконструкции? Полная х…я! Во-первых, убрали все елки, которые росли не один год… Я — за эволюционное развитие — ну, включи ты эти елки в проект, почисть что-то, убери часть, замени. Но сносить все под ноль, а потом строить то же самое и ждать 50 лет, пока они вырастут — глупость. Такая же глупость, как и заявление министра Соколова.

Кстати, исход — тот же самый, чиновника Митряшина, начальника ГУБО, который нахамил защитникам елей, уволили.

Правда? Ну, и правильно. Проект создания чего-то нового должен быть лучше, чем то, что было раньше. А сейчас — все наоборот. Вот хорошее дело — «пятак» перед телефонной станцией (сквер на Орджоникидзе — И.К.), там фонтан построили. С эстетикой там, конечно, надо бы поработать, т.к. фонтан — хе…ый. Всю зиму смотреть на этот член из огоньков — странно. Не ожидали, вероятно, что из этих огоньков, которые должны зимой олицетворять воду, такой 6–7-метровый член получился. Народ так и окрестил это место — х…ва поляна. (Смеется.)

Мужская дружба
У тебя много настоящих друзей?

Настоящий друг? Пафосно как-то это… Вот жена должна быть настоящим другом, дети — настоящими друзьями… Хотя, вырастают они… Жена недавно сказала: «Странное дело, вроде живешь в собственной семье, а лет 15–20 спустя понимаешь, что дом заполнен чужими людьми. Все занимаются абсолютно не твоими делами, как было раньше». Друг для меня — человек порядочный, на которого можно положиться, с кем можно пообщаться и который поможет, если что. Таких достаточно.

Что может разрушить мужскую дружбу?

Обманули, киданули… Это может разрушить.

Женщины, семья
Как познакомился с женой?

Она пришла волонтером работать на выставку, которая называлась «Пост-ВДНХ». В Свердловске это было, в 96-м году, по-моему. Заведовала отношениями с похоронными бюро. Шабурову гроб понадобился, а они и обрадовались, что поучаствуют в выставке — приволокли несколько тысяч пластиковых цветов, венки, ленты, гроб… В результате Шабуров насыпал в него все, что у нас осталось — конфеты, какие-то мешки с сахаром, кроссовки… И назвал эту композицию — «Это все, что возьму я с собой»… Ну а девушка мне понравилась тем, что бесстрашно занималась этим — ходила по похоронным агентствам.

Она не из мира искусства?

Нет, она юрист.

Это мешает или помогает отношениям?

Не знаю, у меня же других вариантов не было. Но, думаю, что жена-художница у мужа-художника — уже перебор. Люди искусства достаточно эгоистичны, а все должно работать. Семья же, как империя — все должны работать на империю.

А кто у вас в семье главный?

Жена. Жена же — друг человека.

Идеальная женщина какая?

Я, как человек эстетических неожиданностей, люблю фактурных женщин. Чтобы нос был, губы… Не обязательно эталонно красивые, а даже — наоборот. У нас в семье носы картошкой, у меня такой еврейский, не понятно почему, а у всех — картошкой. Это меня радует, даже заводит. (Смеется.) В плане характера? В Гарри Поттере есть обвинение, мол, у тебя эмоциональный фон, как у зубочистки. Вот у жены эмоциональный фон не должен быть, как у зубочистки. Скорее всего, она должна быть такой матрос-псих — с очень эмоциональным, очень неожиданным поведением.

Кем хотел бы, чтобы стали твои дети?

Детям у меня — 3, 8, 10 и 15 лет… Я не готов заставлять своих детей кем-то становиться. Здорово будет, если они станут художниками или архитекторами — людьми творческих профессий. Но, если не станут — не страшно. Папа, кстати, меня тянул на стройку. Я даже отработал там 4 года прорабом, что дало мне какую-то четкость в жизни.

Путешествия, отдых
Путешествовать любишь?

Да, но все мои путешествия — я объездил Европу — в рабочем порядке. Приезжаешь, тебя встречают, легкий ужин, наутро — работать. Отработал, потом — открытие выставки, фуршет и утром — на самолет. Посмотрел страну… (Улыбается.) Но вот буквально недавно была одна из редких возможностей поехать на венецианскую биеннале, чтобы договориться о будущем проекте, а все остальное время — свободное. Тут я и узнал всю прелесть туризма — встал, поел, никуда бежать не надо, пошел смотреть что-то — распоряжаешься сам временем.

А где не был, но хотел бы побывать?

Много где не был… В Австралии, Новой Зеландии, Африке… В Антарктиде хотел бы побывать, в Южной Америке. У нас на Дальнем Востоке не был. На Сахалин, как Антон Павлович Чехов, ломиться бы надо. На Камчатку…

Вспомни какой-нибудь яркий эпизод из твоих поездок.

Помню, как мы стали группой «Синие носы». Мы вообще от этого открещивались долго, мол, не группа мы — я не считаю этих людей, с кем попал в бункер, великими художниками, я же круче…. И вот как-то приехали в Таллинн на выставку, приходим в гостиницу и представляемся — «Мизин и Шабуров». А нам — вас нет в списках. Смотрим еще раз, звоним организаторам… В результате кто-то подходит и говорит, мол, вы же «Синие носы»? Мы: «Да, но я — Мизин, а он — Шабуров». И тут открывают списки и показывают — Саша blue noses и Слава blue noses. И все — нет, мол, у вас больше никаких фамилий! (Смеется.)

А другая поездка — расписывали церковь в Северном Казахстане, недалеко от Петропавловска, и везли туда колокола, которые отлили на Урале. Но казахские таможенники нас вместе с колоколами сняли с поезда, мол, незаконный провоз цветных металлов — нет специальных документов. Мы посидели немного на таможне, а утром кто-то из больших казахских чиновников позвонил… Я очень радовался, когда нам в итоге выдали мягкий вагон, а сам начальник таможни со своими замами вот эти колокола по 600 кг вручную грузили обратно в поезд. Сами! Чтобы показать, что произошло, мол, недоразумение.


КОММЕНТАРИИ

  • Нет комментариев

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ