Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

В роли корма для животных

Корреспондент he решил испытать себя на прочность и отправился на 2 дня почти без всего в непроходимые леса с медведями. По-настоящему проверить себя можно только в реальных условиях. Корреспондент he отправился к специалистам по выживанию, за спиной которых не одно десятилетие подготовки не только гражданских, но и военных людей. За 2 дня ему пришлось узнать, что леса в Новосибирской области почти непроходимы и человек в них не хозяин. Ошибки, которые пришлось совершить, во время проверки были элементарными. В результате он получил неважную оценку, но сделал несколько важных выводов.«Ничего сложного», — подумал я, когда прочитал отчет товарища, которому после длительных тренировок не удалось пройти в одиночку сотню километров через Салаирский кряж за 2 суток, с килограммом еды, ножом, компасом и картой. Это был тест на выживание. И его прошла лишь половина участников. А я хожу в горы, занимаюсь в спортзале, спокойно шлепаю по улицам каждого нового города по 6-7 часов, и проблем, кажется, быть не должно. Или нет? Проверить меня на прочность согласились инструкторы «Академии выживания». В полутора сотнях километров от города, в Маслянинском районе на берегу Берди есть небольшая база, где они проводят свои тренировки. Точные координаты зимовья не скажу: слишком много стало тех, кто ведет себя по-свински, разрушая в пьяном угаре то, что построили другие.

Маршрут несложный, уверили меня. Температура +3. Бердь в этих местах шириной всего метров 50, но с сильным течением.

На мелководье вода доходит до самого ценного места организма. Приходится разуваться, раздеваться по пояс и, пересиливая судороги, в ледяной воде брести босиком по каменистому дну.

Вдвоем с инструктором Ильей поднимаемся на гребень, где он показывает мне цель и объясняет задачу: дойти до скалы в нескольких километрах ниже по течению напрямую и вернуться обратно по другому маршруту засветло.

Шагая за проводником по бесконечной череде спусков и подъемов, я начинаю делать открытия. Мы продираемся через подлесок, высота которого достигает человеческого роста, и состоит он из зарослей папоротника, акации, а еще травы, которая режет как бритва. Это вам не те леса, в которых модные телеведущие снимают свои шоу о выживании и рассказывают о способах ориентирования. А все эти приметы — мхи на деревьях, муравейники и направления роста веток, — объяснили мне профессионалы, не работают. Есть только два надежных источника информации — компас и карта, если ты умеешь ими пользоваться.

Мои штаны, которые имеют известный лейбл и надпись outdoor, через час превращаются чуть ли не в лохмотья. Перешагивая каждые 5 м через стволы поваленных деревьев, ощущаю нехватку растяжки. Дыхание постоянно сбивается. Пульс «зашкалил», а сердце чуть не выпрыгнуло, когда мы оказались на поляне со следами недавнего медвежьего пира.

Вид разорванных и тщательно обглоданных костей барсука вызвал только одно желание — тихо сваливать, потому что я только теоретически знаю, как себя вести, если придется столкнуться с косолапым.

Илья меня подбадривает рассказами про то, что медведь здесь живет молодой. Ходить в медвежьих местах надо громко, чтобы случайно не натолкнуться на хозяина леса. А то, что хозяин здесь он, а не мы — факт: через каждые 10 м в зарослях крапивы и малины натыкаемся на свежие медвежьи лежки. Спустя 2,5 часа мы вышли к нашей цели. Обратный путь предлагаю Илье проделать по берегу реки, чтобы избежать новой череды лесных горок. Он соглашается, а я позже понимаю свою ошибку.

Сначала красивый спуск к реке оказывается ловушкой. Под 10-сантиметровым слоем яркого желто-зеленого скользкого мха лежат камни, и они срываются вниз от любого прикосновения. Я падаю, встаю, снова падаю, пытаясь зацепиться за кусты, а они все ненадежные, как женщины. Потом оказывается, что у реки берега нет, а есть топкая равнина из смеси влажной земли, травы, веток и стволов деревьев. Все вокруг заросло свежим камышом и травой в человеческий рост. «Это нам еще повезло, — говорит Илья. — Трава немного полегла. Две недели назад тут были джунгли». Обратный путь по круговому маршруту занимает около 5,5 часов. В конце пути замечаю, что перестаю контролировать свои движения.

Позже Илья мне признался — он был готов к тому, что я откажусь продолжать путь. В этом случае он либо забрал бы у меня рюкзак и под ручку медленно повел в лагерь, либо устроил бы нам надежный ночлег под открытым небом. Но я дотянул.

Не разуваясь, перешел вброд реку, добрел до лагеря, и часа полтора у меня не было желания даже говорить. Попробовал порубить дрова, но от усталости топор вылетал из рук.

Если бы не инструкторы, которые накормили и уложили спать в зимовье, я точно стал бы пищей для лесных жителей. Ночью ноги гудели так, что я понял: все эти «4 подхода по 10 с максимальным весом» в спортзале — полная ерунда.

Ошибки, которые я совершил, широко распространенны. Я надел непроверенную обувь и не взял запасную. Слишком тепло оделся для ходьбы, но замерзал в моменты привалов. Не проверил — нет ли в рюкзаке чего-то лишнего. Не изучил досконально маршрут по карте. Взял плохой запас еды и плохо расходовал воду. Свою физическую форму я честно оценил на двойку, но инструкторы «Академии выживания» поставили твердый «трояк»: дошел сам, вовремя, рюкзак не бросил и не плакал. Мне показалось, что за 8 часов я прошел километров 30, оказалось, маршрут был в 2 раза короче. Утром меня ждал второй этап.

Я давно не лазил по скалам. Облачившись в «обвязку» и пройдя инструктаж, делаю шаг навстречу небольшой скале метров в 25, и у меня затряслись поджилки. Скала холодная, как лед. В перчатках лезть нельзя — не чувствуется ни одного выступа, не могу контролировать движение. Вместо того чтобы работать ногами, пытаюсь подтягиваться на руках. Едва не сорвал ногти, но добрался.

Спускаться было еще страшнее. Ежесекундно хватаясь за веревку, я забывал все наставления. Раскачивался из стороны в сторону, пару раз больно ударился коленом. Спустился — и тут же, для закрепления материала, был отправлен опять наверх.

На этот раз вниз мне пришлось двигаться не при помощи страхующего снизу товарища, а самостоятельно контролировать спуск. Лишь к третьему спуску страх отступил.

Пройдя сходу без специальной подготовки эти два испытания с помощью инструкторов «Академии выживания», я сделал для себя несколько важных открытий. Можно читать книги или смотреть передачи, где рассказывают, как надо вести себя в сложных условиях, но пока ты не сделаешь все ошибки, ты в системе выживания — никто. Лучше сделать их в тренировке, где не стоит задача «быстрее, выше, сильнее». Человека учат сохранить жизнь себе, чтобы он выжил и смог помочь другим.

Еще одно — можно потратить на экипировку и технические устройства хоть миллион, но сможешь ли ты выжить, если всего этого не будет под рукой? И последнее — подавляющее большинство из нас, случись что в месте, где не работает мобильник, не сможет пройти 100 км по дикому лесу, никого не спасет, да и сам, скорее всего, станет кормом для медведей, рысей или росомах. Потому что без навигатора на батарейках дорогу не найдем, ничего не знаем ни о травах, которые накормят и помогут победить хворь, не умеем строить укрытия и делать ловушки на зверей и птиц…

Когда я добрался до дома, сил мне хватило только на душ. Я рухнул спать и впервые за несколько месяцев видел хорошие, нетревожные сны.